Фристайл – это относительно новый вид спорта, который самым удивительным образом сочетает в себе элементы послушания и танца. Собака и человек под музыку совершают разнообразные движения, подчиненные единому замыслу танца. В большинстве дрессировок ведущая роль принадлежит собаке – оцениваются именно ее качества и талант. Во фристайле оценивается пара в целом – ее гармоничность, слаженность движений, артистизм. Здесь нет очень четких правил движения – это просто танец. Собака может делать разнообразные движения – проходы у ноги, повороты, движения задом и боком, прыжки, стойки и множество других вещей. То же самое относится и к человеку – во время танца с собакой он может совершать самые разные движения телом, руками и ногами – лишь бы они соответствовали музыке. По своей идее этот спорт близок к таким видам спорта, как фигурное катание и художественная гимнастика, где спортсмены выполняют под музыку специальную программу, включающую различные сложные технические упражнения. Кинологический фристайл строится по тому же принципу – собака рядом с человеком выполняет определенные технические элементы, подчиненные единому замыслу номера и музыке, а судьи оценивают сложность выступления, чистоту исполнения элементов и артистичность пары. Зарождение фристайла началось в конце 80-х годов, когда получили широкое распространение различные позитивные методы дрессировки, основанные на мотивации собаки. Все больше людей хотело в процессе дрессировки общаться с собакой на равных и получать от этого удовольствие. Тогда и появились первые попытки совместить занятия по послушанию с музыкой. Во многих клубах устраивались показательные выступления по послушанию, часто они проходили под музыку, и люди обратили внимание, что когда есть ритм, выступления выглядят и выполняются совсем по-другому. Тогда энтузиасты в клубах стали пробовать проводить под музыку и тренировки. В 1990 году в Великобритании прошел первый семинар, посвященный тренировкам под музыку, который провела известная английская спортсменка по Обидиенс Мэри Рэй. Тогда же стало понятно, что это может перерасти в отдельный спорт. Идею тренировок и специальных выступлений под музыку подхватили в Канаде, где команда энтузиастов, занимавшихся Обидиенс, решила по примеру англичан попробовать соединить обычные движения выступления по послушанию с музыкальной темой. Тогда в 1991 году на выставке Pacific Canine Showcase в Ванкувере был продемонстрирован первый показательный танец, который исполнила девушка в костюме всадницы с золотистым ретривером. Это была Тина Мартин, впоследствии ставшая первым президентом вновь созданной Международной организации музыкального спорта с собакой. Это выступление дало своеобразный толчок развитию фристайла в Америке – под впечатлением увиденного в Канаде, любители спорта с собаками из США тоже попробовали тренироваться подобным образом, и уже в следующем году в Штатах прошел ряд показательных выступлений, а затем были созданы спортивные организации, занимающиеся фристайлом. Одновременно развитие спорта продолжалось и в Великобритании, где с 1992 года на знаменитой выставке “Крафтс” регулярно стали проходить показательные выступления. Когда этот вид спорта только начинался, это было, по сути, просто движение собаки у ноги под музыку. В то время как хэндлер совершал разные танцевальные па – кружения, продвижения вперед и назад и тому подобное – собака двигалась с ним рядом, стараясь попасть в ритм движения. Именно в то время родилось первое название этого вида спорта – Heelwork to Musiс, что буквально переводится как “Движение рядом под музыку”. Шли месяцы, потом годы, спорт развивался в разных странах, правда, немного в разных направлениях. В движениях собаки стала допускаться большая свобода, появились “змейки”, прыжки, кружения на задних лапах, так что теперь это уже нельзя было назвать просто движением рядом под музыку. Соответственно, в разных странах стали появляться новые названия, которые более точно отражали происходящее: музыкальный фристайл, кинологический фристайл, танцы с собаками, кинологические танцы, музыкальная “выездка” (по аналогии с движениями на соревнованиях по выездке у лошадей). В каждом виде находились энтузиасты, которые развивали спорт в том направлении, которое было интересно им – кто-то перекладывал на музыку базу Обидиенс, кто-то предпочитал попробовать учить собаку танцевать по типу выездки, а кому-то хотелось совместить возможности собаки с отлично поставленным и исполненным с точки зрения хореографии танцем хендлера. Все эти направления нашли свое отражения в современном фристайле. В правилах некоторых стран и клубов допускаются выступления отдельно по всем этим видам, некоторые спортивные организации занимаются каким-то одним направлением. Выступления лучших спортивных пар действительно впечатляют – движения собаки и человека выверены до миллиметра и абсолютно синхронны там, где это необходимо, отлично держится темп и ритм. Собака настолько хорошо знает свою часть программы, что человек управляет ею с виду легко и непринужденно, концентрируя внимание не на собаке, а на самом выступлении. Благодаря этому выступление смотрится очень артистично и красиво, невольно приходит на ум сравнение с фигуристами, показывающими в парном катании оригинальный танец! Чего стоит пес, лихо отплясывающий канкан со своей хозяйкой! Иногда создается впечатление, что именно собака является ведущим партнером на выступлении. А костюмы! Великолепно сшитые и сидящие, с подобранным гримом, они являются неотъемлемой частью номера. И хотя костюм у собаки не допускается, костюм хозяина работает за двоих. Как вам понравится неторопливый английский полицейский в черном мундире, вокруг которого в такт музыке вьется в бешеном темпе черно-белый бордер колли? Или команда разноцветных телепузиков с собаками, исполняющая забавный танец? Или настоящий Чарли Чаплин с тросточкой и постоянно “обижающий” его пес? Надо сказать, что и хореографическая подготовка у ведущих спортсменов просто потрясающая – на танец спортивных пар приятно смотреть.